Советы экспертов
Выход на внешний рынок сложен, но возможен. Директор консалтинговой компании Skylex Людмила Федорова уже много лет выводит новичков из России на рынок Китая, обеспечивая регистрационное, юридическое, налоговое и иные виды сопровождения:
–У экспортера должна быть своя история живого общения с жителями страны, прямые контакты с местными ретейлерами. Я категорически против передачи товара посредникам. Надежды на то, что они будут заниматься сопровождением и продвижением вашей торговой марки, не оправданы. Почему? Потому что ретейлер продает полку, ему без разницы, что на ней стоит – голландский товар, английский или русский. До 50% цены все равно останется у него, еще 30 заберет дистрибутор. То есть при цене килограмма сибирской крупы 10 рублей поставщику остается лишь рубль. А попытки повысить цену сделают продукт неконкурентоспособным. В Китае работают такие вещи, как непосредственное присутствие бизнесмена в стране, личные встречи с партнерами, организация отделов продаж, сопровождение товара представителями компании до полок местных «Пятерочек» и «Магнитов». Российский поставщик, игнорирующий эту схему, может расстаться с планами на китайского потребителя.
Людмила Федорова
Алгоритм установления контактов с китайским бизнесом от Людмилы Фёдоровой
1
Проведите экспресс-исследование по своей группе товаров и отрасли. Посмотрите на поведение ключевых игроков, динамику по сегментам, потребителей и факторы принятия решения о покупке товаров.
2
Не пугайтесь незнания китайского законодательства. Законодательство КНР в области регулирования предпринимательской деятельности достаточно похоже на законы РФ.
3
Открыть в Китае компанию с получением лицензионного пакета документов для торговли можно за 3 месяца с затратами в пределах $ 7 тыс.
4
Пусть у вас будет не 1, а 5-10 партнеров, чтобы у вас была возможность сравнивать цены и условия сотрудничества.
5
При запуске продаж вашей продукции в рознице важно провести тесты: договориться с дистрибьюторами о продажах продукта в 100 пробных магазинах и проверить, как покупатель реагирует на те или иные факторы стимулирования сбыта.
6
Помните, что китайская бюрократия обращает внимание только на людей, которые действительно беспокоятся о своих проектах. Только настойчивые и сильные компании должны выходить на рынок – эта философия до сих пор актуальна в Китае.
7
Не торопите время. Китайцы никуда не спешат, не нервничают из-за проволочек и годами ждут важных событий. Планируя деловой захват Поднебесной, учтите этот фактор в своем тайм - плане. Чтобы собрать полный пакет документов, необходимых для ведения бизнеса в Китае, вам потребуется от трех до шести месяцев.

– Мы консультировали множество российских компаний в Китае и вычислили, что средний срок, когда они, наконец, выдыхают и переходят к полноценной работе, составляет от полугода до полутора лет.
8
Забыть слово «взятка». Никогда не заикайтесь о взятках. Все необходимые бизнесу документы оформляются в инстанциях без всяких «подношений».
9
Соблюдать последовательность предписанных государством бюрократических шагов – самый важный совет для тех, кто хочет легально заниматься бизнесом в этой стране.
Начало регистрации.
Если учредителем компании будет физическое лицо, то для начала регистрации требуются загранпаспорт и справка из банка о наличии денежных средств в эквиваленте минимального уставного капитала: для компаний, которые будут работать в сфере услуг минимум 100 000 юаней (около 15 000 долларов США); торговые компании должны заявить уставной капитал в размере от 500 000 юаней (80 000 долларов США).
Проверка названия компании.
Все бренды регистрируются китайскими иероглифами, но можно дополнительно «легализовать» и латинское написание. В течение месяца регистратор должен подтвердить охраноспособность имени компании.
Подтверждение личности акционеров.
Подав документы на регистрацию, акционеры - «физики» должны дважды прибыть в Китай, чтобы подтвердить свою личность в департаментах коммерции и маркетинга. После этого компания получает бизнес - лицензию – и имеет право заказывать печати, открывать внутренние и валютные счета в банках.
Открытие валютного счета.
После открытия валютного счета у фирмы появляется возможность внести уставной капитал. Сделать это можно только денежным переводом из банка за границей в банк на территории Китая. Иностранцам запрещено вносить уставной капитал табуретками, оценочными актами или «кэшем в сумке».
Получение лицензии на экспорт – импорт.
Если компания планирует ввозить товары в Китай или вывозить их, то ей необходимо потратить еще 20 рабочих дней на получение лицензии на экспорт-импорт и оформить статус общего режима налогообложения (позволяет возмещать НДС по экспортно-импортным сделкам).
Дополнительное разрешение.
Если вы хотите открыть магазины и вести оптовую или розничную торговлю, то в зависимости от типа товара вас могут обязать получить дополнительное разрешение. Оно обязательно, например, при торговле продуктами питания. Срок выдачи специальных разрешений также составляет 20 рабочих дней.
Открытие дочерних предприятий.
Дополнительное время в бизнес - плане следует заложить и на открытие дочерних предприятий.

– Всем своим клиентам мы рекомендуем осуществлять операционную деятельность силами «дочек» и не использовать для этих целей материнскую компанию, – говорит Людмила Федорова. – На компании с иностранным капиталом распространяется ряд ограничений. Например, нельзя покупать недвижимость, совершать операции с землей и пр. Иностранные фирмы, работающие в онлайн-торговле, обязаны предоставлять уставной капитал в размере 10 млн. юаней и т.д. А дочерние предприятия уже считаются полностью китайскими и на них эти требования не распространяются.
Made on
Tilda